Никто не спорить — стоять в уютной пробке в собственном land Rover гораздо лучше, чем быстро ехать в вагоне метро. Но поскольку большинство из нас пока пребывает во второй позиции, предлагаем заняться более внимательным изучением окружающей подземной среды. Кстати, пока вы будете читать этот материал, поезд успеет доехать от Спортивной до Кропоткинской или от Парка Культуры до Павелецкой.
«Кофейная линия»
По легенде, кольцевая линия метро своим появлением обязана случайности: Сталин, подписав проект схемы метро, поставил на неё чашку кофе. Отпечаток кружки был воспринят как указание построить ещё одну ветку. На схеме метро, кстати, кольцевая линия как раз коричневого цвета. На самом деле, это миф. Кольцевую линию изначально планировали строить по Садовому кольцу. Это следует из еще из проектов 1912 года. Но когда строительство началось, решили местами уйти от Садового кольца, чтобы максимально соединить все вокзалы.
16 октября 1941
За всё время своего существования - а это более 80 лет — Московское метро не работало только один день — 16 октября 1941. Это был день знаменитой московской паники. По городу шли слухи о том, что Сталин покинул Москву, что заводы и фабрики будут взорваны, а столица — сдана немцам. Люди бежали из города, а столичный метрополитен готовили к полному уничтожению.
«Метро» — мужского рода
Слово «метро» изначально было мужского рода — сокращение от «метрополитен». Газета метростроевцев, например, называлась «СоветскИЙ метро».
Деление урана
В 1940 году в ночное время на станции Динамо работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в наземных лабораториях, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Г. Н. Флёровым и К. А. Петржак экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.
Турникеты
Первые турникеты появились в Московском метро в 1952 году. И станцией-первопроходцем была станция «Красные ворота». До этого контролеры вручную проверяли все билеты.
Буква Ё
Открывшаяся в 2014 году станция «Тропарёво» — единственная станция московского метрополитена в написании названия которой на путевой стене поставлены две точки над буквой «Ё». Наименования всех остальных станций с аналогичной буквой («Новые черемушки», «Воробьевы горы») написаны без точек. Кстати, станция «Планерная», в названии которой ударение теперь ставят на первый слог, с момента открытия в 1975 году и до начала 90-х называлась «Планёрная»
Голоса
Мужским голосом объявляют станции во время движения поездов к центру Москвы, а женским — во время движения от центра. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движения против часовой — женский.
Быстрые перила
Перила в метро обычно едут быстрее или медленнее самого эскалатора, потому что приводящий их в движение специальный блок со временем стирается. Чем старше эскалатор, тем сильнее отстают поручни. У только что отремонтированных эскалаторов поручни всегда едут вперед.
Запах
Особый запах метро раньше возникал из-за пропитки шпал креозотом. Сейчас шпалы заменяют на бетонные и запах стал намного слабее. Зато теперь в метро в основном пахнет металлом (его стружка образуется при торможении поездов), а также человеческим потом и машинным маслом.
Ветер
Ветер и сквозняки в метро возникают по двум причинам. Во-первых, из-за работы вентиляции — если бы не она, люди просто не смогли бы тысячами находиться под землей. А во-вторых, циркуляцию воздушных потоков обеспечивают поезда, играющие роль поршней, движущихся по тоннелям. Поэтому за некоторое время до появления поезда из тоннеля может дуть ветер.
Губки и моллюски
В Московском метро в стенах станций и переходов сохранились окаменелости — коралловые рифы и их обитатели, заросли губок и множество самых разнообразных моллюсков и иглокожих. Например, совершенно целые иглы морских ежей можно найти на станции Электрозаводская, довольно много игл в колоннах на станции Каховская. А больше всего губок на Арбатской, Электрозаводской, Первомайской, Каширской, Фрунзенской, Краснопресненской.
Собаки-путешественники
Сотрудники МГУ утверждают, что некоторые бездомные собаки ездят на метро из одного района Москвы в другой. Одна такая собака, например, ездит в метро за колбасой на рынок. Сотрудник психологического факультета МГУ Наталья Мешкова пишет: однажды собака проехала от станции Библиотека им. Ленина до станции Университет, поднялась по лестнице в центре зала, затем по эскалатору, вышла на улицу и направилась на расположенный рядом продовольственный рынок. На рынке собака подошла к одной из палаток, торгующей колбасными изделиями, и села перед ней.
Носы и приметы
На станции Площадь Революции находится самая известная примета московского метрополитена: существует поверье, что если потереть нос бронзового пса у скульптуры «Пограничник с собакой», удача не заставит себя долго ждать. В результате все четыре собачьих носа на станции не просто натерты до блеска, но и уже несколько раз реставрировались. Приходилось просто наращивать собакам морды, потому что страждущие стирали их до основания. Однако, как говорят знающие люди, «счастливые» носы — это заблуждение. На самом деле, на Площади Революции только одна «волшебная» собака, и удачу она приносит в весьма специфическом вопросе. Это собака Баумана. Расположена она на перроне в направлении ст. Бауманская. Если ей потереть нос по дороге на экзамен, то экзамен пройдет успешно. А остальные стали жертвами суеверия и страдают зря.
«Эффект Выхино»
Ситуация, когда поезда в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, войти в вагоны невозможно, называют «Эффект Выхино». Кстати, это единственная станция московского метро, название которой на ней самой не написано.
Тишина, тепло и холод