В октябре 1941 года немцы вплотную подошли к Москве. Город оказался на осадном положении. Над жителями столицы нависла смертельная угроза: враг мог прорвать оборонительные рубежи и войти в город. В один из тех роковых дней Иосиф Сталин поехал к известной московской старице за советом. Матрона — так звали блаженную — в ответ на обращение главы государства предсказала победу русского народа и заметила: «Из начальства один ты не выедешь из Москвы».
Разумеется, приезд Сталина к Матроне — выдумка. Во всяком случае в никаких исторических документах, свидетельствах и воспоминаниях нет ни одного упоминания о такой встрече. Тем не менее вымыслы и небылицы существуют, играют в нашей жизни важную роль и подчас говорят больше, чем просто голые факты. Так кто же была женщина, к которой за советом якобы приезжал Сталин?
Когда точно появилась на свет Матрона, сказать сложно. То ли в 1881, то ли в 1885 году. Зато точно известно, что в крестьянской семье до рождения Матроны уже было трое детей, а в четвертый раз мать забеременела в зрелом возрасте. Жили бедно, поэтому еще не родившегося ребенка родители решили отдать в приют для сирот. Таковой как раз неподалеку от родного села Никоновых создал помещик и граф Юрий Олсуфьев.
Но незадолго до появления дочери на свет матери приснился сон: на плечо Наталье Никоновой садилась белая птица с человеческим лицом и плотно сомкнутыми веками. Женщина сочла сновидение вещим. Отдавать дитя она передумала. Сон действительно оказался таковым: у новорожденной не было глазных яблок, а веки были сомкнуты.
Расти незрячему ребенку было непросто. И дело заключалось не только во врожденном недуге, но и в мудрости и прозорливости, которые стали выделять подрастающую девочку среди сверстников. Конечно, она так же любила играть и бегать босиком по деревенским улицам, но иногда суждения Матроны могли поразить своей проницательностью даже взрослого человека. Разумеется, другие ребятишки не могли простить Матроне ее особости. А поэтому лупили крапивой, дразнили и потешались. А однажды и вовсе посадили в яму и наблюдали, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь.
Конечно, маленькая Матрона сильно переживала. Отец Василий, крестивший девочку, старался утешить ребенка. Постепенно в разговорах со священником Матрона приобщилась к вере и стала самостоятельно ходить на церковные службы.
Проницательность ребенка росла час от часу. Однажды отец девочки не захотел идти в церковь вместе с женой, и она пошла одна. Глава семьи остался молиться дома, а мать, придя в храм, переживала из-за мужа и перебирала в голове свои мысли, а не была сосредоточена на молитве. Когда она вернулась, дочь сказала матери: «Отец был в храме, а тебя там не было».
В 14 лет Матрона отправилась в большое путешествие. В паломничество по святым местам русской земли девочку взяла дочь помещика Лидия Янькова, жившая по соседству. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре и в Троице-Сергиевой лавре, а также в Кронштадте. В семнадцатилетнем возрасте девочку постигло еще одно несчастье: у ней отнялись ноги. Шел 1902 год, и уже тогда блаженная слепая Матрона стала говорить о грядущих бесчинствах, которые охватят в скором времени русское государство. «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать», — предсказывала еще совсем молодая девушка.
Разлад в семью пришел вместе с революцией. Оба брата встали на сторону большевиков и не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу. Лишившись крова, Матрона и Лидия подались в Москву. Первое время женщины скитались по подвалам, сараям и квартирам случайных людей, которые на время могли предоставить крышу над головой. Местами московских скитаний Матроны стали Пятницкая улица, Сокольники, Вишняковский переулок, окрестности Никитских ворот и Староконюшенный переулок, а также Царицыно и Петровско-Разумовское.
Конечно, скиталицы и блаженные не вписывались в общую картину молодой и претенциозной советской республики, а поэтому революционное государство всячески пыталось избавиться от таких людей. Увы, это не всегда ему удавалось. Однажды милиционер выследил слепую старицу и с намерением ареста победоносно зашел в дом, где она жила. Однако планам стража социалистической законности было не суждено сбыться. Матрона сказала ему: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Тот прислушался к словам блаженной и ринулся домой. Оказалось, не обманула старица. Дома он обнаружил обгоревшую жену. Полыхнул керогаз. Супругу милиционер успел отвезти в больницу, и все закончилось благополучно. А забирать блаженную он наотрез отказался.
Когда пошел второй год войны, Матрона переехала в старинный деревянный особняк в Староконюшенном переулке, близ Арбата. Там она занимала угол в 48-метровой комнате, принадлежавшей односельчанке с дочерью. Днем Матрона принимала людей — до сорока человек, а ночью молилась. Молилась так, что на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения. Старица регулярно исповедовалась и причащалась. Еще при жизни ее почитали монахи Троице-Сергиевой лавры. Нередко Матроне открывались судьбы воюющих на фронте. Бывало и так, что молитвами старицы с войны возвращались те, кого уже считали погибшими или без вести пропавшими. Так, одной женщине трижды приходила похоронка на мужа, но блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко». И действительно, муж вернулся в 1947 году.
Даже в самые трудные минуты Матрона не теряла благостного расположения духа. И советовала другим сохранять надежду, и учила владеть собой. Учила, но не учительствовала. Искренне жалела людей и советовала, как поступить в той или иной ситуации. Часто — с юмором, но всегда — с радостью.
Случаев чудесного исцеления, которые происходили после обращения к Матроне, не перечесть. Так, еще до революции за помощью к блаженной обратились близкие одного мужчины, у которого не ходили ноги. Мужчина тот жил в четырех километрах от деревни Матроны, и она сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Мужчина не ослушался и поступил так, как ему сказали. Обратно он шел на своих ногах.
О другом случае исцеления рассказывала одна из односельчанок Матроны.
— Мать моя родом из села Устье, и там у нее был брат. Однажды встает он — ни руки, ни ноги не двигаются, сделались как плети. А он в целительные способности Матроны не верил. За мамой в село Себино поехала дочь брата: «Крестная, поедем скорее, с отцом плохо, сделался как глупый: руки опустил, глаза не смотрят, язык еле шевелится». Тогда моя мать запрягла лошадь, и они с отцом поехали в Устье. Приехали к брату, а он на маму посмотрел и еле выговорил: «Сестра». Собрала она брата и привезла к нам в деревню. Оставила его дома, а сама пошла к Матрюше спросить, можно ли его привести. Приходит, а Матрюша ей говорит: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плеть». А она его еще не видела! Потом сказала: «Веди его ко мне, помогу». Почитала над ним молитвы, дала ему воды, и на него напал сон. Он уснул как убитый и утром встал совсем здоровым. «Благодари сестру, ее вера тебя исцелила», — только и сказала Матрона брату.
Нередко Матрона исцеляла людей не только от физических недугов, но и от душевных. Лживости, лицемерия, ханжества. Так, пришли однажды к блаженной жительницы соседней деревни. Одной из них Матрона дала яйцо и сказала, чтобы та его съела. Но только когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина положила яйцо за пазуху, и путницы отправились обратно. Когда вышли на гумно, женщина та разбила яйцо, а там — мышь. Оказалось, что она продавала людям молоко, в которое иногда попадали мыши. Люди, разумеется, ничего не подозревали. Так Матрона сумела проучить нечестную молочницу.
В 1950 году Матрону приютили дальние родственники, семья Курочкиных. Так она оказалась на Сходне. На новом месте старица прожила недолго: 2 мая 1952 года она тихо скончалась. О грядущей смерти знала. И переживала. Когда пришедший исповедать Матрону священник спросил: «Неужели и вы боитесь смерти?», она бесхитростно ответила: «Боюсь». Отпевали блаженную в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице. При большом стечении народа она была похоронена на Даниловском кладбище, рядом с одним из немногих действовавших тогда храмов.
В 1998 году по благословению патриарха Алексея II мощи Матроны доставили в московский Данилов монастырь, а затем перенесли в Покровский храм Покровского монастыря и поместили в серебряную гробницу — раку. Вскоре Матрона была причислена к лику святых местночтимых московской епархии, а спустя пять лет состоялась ее общецерковная канонизация.
Многое о жизни святой стало известно из книги Зинаиды Ждановой, которая семь лет прожила с Матроной в одной комнате в Староконюшенном переулке. В 1993 году Ново-Голутвинский женский монастырь издал книгу массовым тиражом, но вскоре представители Русской православной церкви подвергли текст жесткой критике. Среди них оказались председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий, председатель издательского совета епископ Тихон, игумен Дамаскин и диакон Кураев. Экспертная группа, назначенная Синодальной комиссией, составила канонический текст жития блаженной Матроны. Недостоверные и противоречащие богословию сведения были исключены из редакции книги.