Тревожная информация от врачей - в последние несколько лет заболеваемость корью в Москве неуклонно растет. На днях справку на антитела к кори стали запрашивать у всех пациентов, которые готовятся к плановым операциям. Кроме того, медики говорят большом количестве заболевших среди медработников и студентов.
В прошлом году рост заболеваемости корью зафиксирован в Западной Европе, под конец 2017 года болезнь перекинулась на Восточную Европу, о чем регулярно сообщал Роспотребнадзор, призывая россиян отказаться от зарубежных вояжей и остаться на родине. Однако о том, что происходит в Москве, управление ведомства по столице молчит. Журналисты «МК» направили в ведомство официальный запрос, но ответа так и не получили.
— Нам спустили директиву брать справки об отсутствии кори со всех пациентов, которых мы направляем на плановые операции. Еще месяц назад такого не было, — рассказала «МК» врач районной поликлиники Москвы. — А всем медработникам велели сдать анализы крови на антитела. Медсестра наша, например, в том году прививку сделала, а в этом антител уже нет. Это может говорить в том числе о качестве прививок, которые сейчас делают.
В 2017 году в России было зафиксировано в два раза больше заболевших, чем в 2016-м. Все чаще эту болезнь диагностируют у взрослых, которые переносят ее гораздо хуже, чем дети, с большим количеством осложнений (а это может быть и рак крови, и слепота, и глухота, и энцефалит). В группе риска по заражению — непривитые дети и взрослые старше тридцати лет, у которых иммунная защита уже сошла на нет. Иммунитет сформированный прививкой, не вечен.
— Больных корью сейчас действительно очень много, нам везут их регулярно, — отмечает профессор, научный сотрудник Научного центра здоровья детей РАМН, член комитета ВОЗ по расширенной иммунизации Владимир Таточенко. — Все они непривитые либо с липовой прививкой. Если люди и дальше продолжат отказываться от вакцинации, нас захлестнет серьезная эпидемия. Болезнь диагностируется не сразу, первые дни протекает как ОРВИ, сыпь появляется позже. За это время человек может заразить очень много народа. Я анализировал вспышку кори в 2013 году — среди заболевших было много детей в возрасте до 6 лет, то есть когда они, по идее, должны были быть привиты.
Согласно нашему Нацкалендарю прививок, бесплатные прививки от кори делают детям (до года, а потом перед школой) и представителям профессий, постоянно контактирующим с людьми (медикам, учителям, воспитателям детсадов, работникам общепита и пр.). Большое количество заболевших среди медиков профессор Таточенко объясняет тем, что, скорее всего, у нас стало больше «липовых» прививок: «Если у человека в крови через год нет антител к кори, это означает, что-либо была испорченная вакцина, либо ввели не то, либо плохо сделали анализ, либо медкнижка была куплена. Качество вакцин у нас сегодня никто специально не изучает. Нужно взять пятьдесят привитых детей и посмотреть у них антитела, но это почему-то не делается».
— В последние годы в Москве повышенный уровень заболеваемости корью, но это не эпидемия, — отмечает известный столичный инфекционист Николай Малышев. — У нас достаточно вакцин, чтобы обеспечить защиту для всех. Привитые практически никогда не болеют. Нужно учитывать тот факт, что сегодня корь даже гипердиагностируют — диагноз подтверждается не всегда, так что точная статистика заболеваемости не ясна.
Тем временем Всемирная организация здравоохранения отмечает, что победа над корью (к этой цели мировое врачебное сообщество стремится уже несколько десятилетий) возможна лишь при условии, если будет привито 95% населения. Однако, судя по всему, цель становится все менее достижимой.